Главная 


ЧИТАЕМОЕ



Публикации: Мнения и комментарии


05:34:38 23-12-2016

Постсоветское кино: pro et contra

 Большой экран транслирует ценности – свои или чужие, закрепляет в сознании исторические факты – правдивые или ложные, сплачивает людей или настраивает их друг против друга. Постсоветским странам, по мнению участников прошедшего в ноябре этого года в Алматы заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Кино и люди: объединяющий большой экран», следует в этой связи уделять кинематографу большее внимание.

«Кино объединяет людей вне зависимости от религии и национальности», – привел слова незабвенного режиссера Эльдара Рязанова политолог Эдуард Полетаев. Он также отметил, что кинематограф евразийского пространства «во многом своим рождением и развитием обязан был такому феномену, как дружба народов Советского Союза». Национальные киностудии создавались при поддержке московских, ленинградских кинематографистов. А выпускаемые в каждой республике фильмы показывались во всех союзных кинотеатрах, благодаря чему не только собирали хорошую кассу, но и помогали разным этносам лучше понять друг друга. Этот полезный опыт мог бы пригодиться постсоветским государствам, которые уже 25 лет идут по своему независимому пути.
 
Своим мнением по вопросам повестки мероприятия поделился директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв:
 
- Грядет 25 лет независимости Казахстана и, следовательно, распада СССР. За это время постсоветские республики прошли ряд безуспешных и относительно успешных попыток интеграции. По крайней мере, сохранено и еще как-то развивается СНГ. Страны Балтии с вступлением в Евросоюз вообще выпали из прежнего политического и социокультурного пространства.
 
Однако за эти 25 лет, на мой взгляд, во-первых, ни одна из 12 постсоветских стран не создала такого кинопродукта, какой в разное время создавался советским кинематографом. В последнем случае достаточно назвать фильмы Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова и Георгия Данелия. Речь идет о кино, которое смотрели и не раз пересматривали во всем союзе, которое дало хорошие песни, крылатые фразы, цитаты и просто берет за душу. Данные фильмы реально объединяли многих людей, независимо от места жительства, национальности и т.п. Конечно, у каждой из постсоветских стран есть довольно хорошие фильмы. Но они до такого уровня не дошли. Разве что определенную известность получили некоторые российские криминальные блокбастеры типа «Брат-2», «Бандитский Петербург» и «Бригада». Однако к разряду объединяющих их вряд ли можно отнести.
 
Во-вторых, мы, к сожалению, потеряли кино наших некогда братских, теперь просто дружественных республик. Причем не из-за политики, а больше из-за экономических факторов. Вспомним, какие были интересные, к примеру, грузинские, таджикские и узбекские фильмы. Сегодня же в лучшем случае что-то можно посмотреть по интернету или найти на «пиратском» видеорынке.
 
В-третьих, даже у себя дома, в Казахстане, мы не сможем назвать фильм, который бы был интересен разным поколениям граждан, обсуждался во всех кругах нашего общества и служил эталоном в процессе создания отечественного кино. Хорошие фильмы, снятые за годы независимости, безусловно, есть. Из недавно вышедших на экран могу назвать «Дорога к матери». Но именно фильма с указанными критериями пока не появилось.
 
В общем, в постсоветскую эпоху кино в значительной степени утратило свой объединяющий потенциал. И это наблюдается как на межгосударственном уровне, так и внутри казахстанского общества. Достаточно посмотреть, кто известен и интересен современной молодежи. В основном это фантастические и мистические киногерои иностранных фильмов. Казахстанцы из разных поколений и социальных групп смотрят, по сути, разное кино и каждый имеет своих героев и ценности. Единство в многообразии, конечно, хорошо. Но без общего знаменателя этого единства просто не будет. Так что очень важно создать соответствующий знаменатель в отечественном кино.

ОФ «Мир Евразии»
 
Фото: https://tengrinews.kz
Просмотров: 7010       « Вернуться назад